22 октября 2021 г. состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к ЕГЭ–2022 по иностранным языкам с участием Марии Вербицкой, руководителем комиссии по разработке КИМ ГИА по иностранным языкам. Ниже представлены основные тезисы из ее выступления, касаемые выполнения задания 4 устной части, монологического высказывания с элементами рассуждения: обоснования выбора фотографий-иллюстраций к предложенной проектной работе.
Теперь по условию задания вы вместе с другом выполняете школьный проект на какую-то конкретную тему (в демоверсии ЕГЭ–2024 приведена тема «Sports activities»). Вы нашли фотографии по теме вашей проектной работы и хотите рассказать о них другу, записав голосовое сообщение.
В своем ответе вам необходимо:
– объяснить выбор иллюстраций для проекта, кратко описав их и отметив различия;
– указать преимущества (1–2) чего-то, что сравнивается в проектной работе (в демоверсии ЕГЭ–2024 в задании 4 сравниваются два вида спортивных занятий, то есть необходимо указать преимущества футбола и плавания);
– указать недостатки (1–2) чего-то, что сравнивается в проектной работе;
То есть, к примеру, в задании 4 демоверсии ЕГЭ–2024 вам достаточно будет привести по одному достоинству и одному недостатку занятия футболом и по одному достоинству и одному недостатку занятия плаванием (всего 4).
– Высказать мнение по теме проектной работы.
Один из пунктов, по которому будет оцениваться ваш ответ (смотрите дополнительную схему оценивания ниже): «Наличие вступления с обращением к другу и заключения, завершённость высказывания.» Поэтому в начале и в конце высказывания добавьте по 1 — 2 фразы со вступлением и заключением.
Теперь, выполняя данное задание, вам необходимо помнить, что вы не просто сравниваете две фотографии, а подбираете их к вашей проектной работе (по условию задания вы отправляете голосовое сообщение другу, который вместе с вами работает над проектом). Именно поэтому описание фотографий и перечисление их различий должно быть привязано к теме проектной работы.
К примеру, перечисляя различия фотографий из демоверсии ЕГЭ–2024, вам не нужно говорить: «На фотографии 1 изображен юноша, а на фотографии 2 — девочка», так как это не относится к теме проектной работы «Sports activites». Вам необходимо упомянуть, что на первой фотографии юноша находится на футбольном поле, в то время как на фотографии 2 девочка плавает в бассейне. И, к примеру, что юноша на первой фотографии носит гетры и бутсы, в то время как девочка на фотографии 2 надела шапочку для плавания. Это различие также связано с темой проектной работы.
Для подготовки к данному заданию рекомендуется обратить внимание не только на критерии оценивания, но и на дополнительную схему оценивания. Раньше подобная схема была только в руках экспертов. Она помогает им объективно оценить ответ участника экзамена. В этом году дополнительная схема оценивания опубликована в проекте демоверсии (актуальную демонстрационную версию вы можете скачать на сайте ФИПИ), чтобы участник экзамена мог сам себя проверить.
1. Решение коммуникативной задачи (Содержание) | ||||||||||
Аспект 1. Объяснение выбора иллюстраций к проекту (краткое описание фотографий и указание на различия между ними) дано; связь фотографий с темой проекта выявлена. | ||||||||||
Аспект 2. Достоинства (1–2) двух видов спортивных занятий названы | ||||||||||
Аспект 3. Недостатки (1–2) двух видов спортивных занятий названы | ||||||||||
Аспект 4. Мнение автора по теме проектной работы высказано – какой из этих видов спортивных занятий предпочёл бы автор и почему | ||||||||||
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 4) | ||||||||||
2. Организация | ||||||||||
Наличие вступления с обращением к другу и заключения, завершённость высказывания | ||||||||||
Логичность и использование средств логической связи | ||||||||||
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 3) | ||||||||||
ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (максимальный балл – 3) |
Полный отрывок видеоконсультации с Марией Вербицкой по выполнению задания 4 устной части вы можете посмотреть ниже: